Охотник (хантер) всем видам оружия
предпочитает дистанционное — лук, арбалет или ружье — и может в любой
момент призвать на помощь какого-либо зверя. Основная обязанность этого класса
в любом инстансе (будь он групповым или
рейдовым) — так называемый пул (введение группы монстров или босса в бой). Хитрый охотник может выстрелить в
монстра так, что тот пойдет бить не его, а кинется прямиком на «танка» —
для этого в арсенале есть способность Misdirect (перенаправление цели). Если пул был неудачен —
например, вместе с нужной группой монстров сорвалась еще одна, — охотник
может притвориться мертвым (feint death).
Монстры разочарованно расходятся по местам, охотник поднимается, выбирает
другую позицию и пробует еще раз.
Если требуется очень сложный пул — к примеру, нужно
умудриться вытащить босса из другого зала, не зацепив при этом свободно
бродящие патрули, — хантер может воспользоваться способностью вселяться в тело своего ручного
животного. Попав в радиус агро намеченной жертвы,
охотник-зверь бежит обратно. Танку остается лишь поймать несущегося на всех парах
босса и обратить его ярость на себя. Уже после этого вступают в бой остальные
члены группы.
Монстры в любом паке (так
называют группу монстров, срывающуюся в бой вместе) обычно убиваются по очереди. Исключение составляют лишь группы мобов,
которые раскладываются всей толпой при помощи АоЕ (Attack over Environment, атака по
территории). Иногда, если монстров в паке много, охотнику нужно одновременно с
пулом поймать одного из мобов в ловушку и удерживать
его там — так долго, пока не подойдет очередь его убийства. Бывают также
ситуации, когда хантера попросят кайтить моба — то есть забрать на себя их агро и бегать по комнате, водя за собой
своеобразный паровоз. В этом случае не забудьте включить быстрый бег, который
прибавит 30% скорости, и выдерживайте такую дистанцию, чтобы паровоз не кусал
вас за пятки, но и не оставался слишком далеко.
Во время всей этой беготни не забывайте стрелять — в
группу вас берут не в последнюю очередь ради наносимого урона. Будьте бдительны
в отношении своего зверя: в некоторых инстансах есть
такие места, где группе надо будет прыгнуть вниз, в этом случае животное лучше
спрятать в «карман». Иначе, с достаточно большой долей вероятности, ваша
зверюга не прыгнет за вами, а побежит окружным путем, попутно собрав на себя всех монстров, которые встретятся ей на пути. Надо
ли объяснять, каков будет результат?
Термины
Бафф (buff) — заклинание,
накладываемое на партию или члена партии. Может повышать параметры, защиту либо
давать какие-либо бонусы. Действует от нескольких секунд до часу реального
времени;
Инстанс (instance) — закрытая
пещера для одной партии (5 человек);
Рейдовый инстанс (raid instance) — закрытая пещера. Есть рейдовые инстансы на 10, 25 (лимит Burning Crusade)
и 40 человек (лимит оригинального World of Warcraft);
Дэмеджер (damage dealer) — персонаж, основная задача которого —
убивать монстров;
Дэмедж (damage) — количество
повреждений, нанесенных монстру;
Танк (tank) — персонаж, основная задача которого —
следить, чтобы монстры били только его;
Хилер (healer) — персонаж,
занимающийся лечением;
Саппорт (support) — класс
поддержки;
Нуб (newbie) — новичок
либо игрок, не умеющий играть своим классом;
Лерой (Leeroy) — ставшее
нарицательным имя одного реального игрового персонажа, прославившегося на весь WoW своей крайне неадекватной игрой в партии;
Аура (aura) — пассивный бафф паладина, накладывающийся на всех членов его партии;
Блесс (blessing) — бафф паладина, накладываемый на 5
или 15 минут;
Таунт (taunt) — специальная
способность для повышения уровня агро монстров;
Агро (ярость, threat) —
уровень ненависти монстра по отношению к конкретному члену партии или рейда.
Обычно монстр атакует именно того, кто вызывает у него больше всего ненависти;
Вайп (wipe) — смерть всей партии или рейда;
Инст-каст (instant casting) — заклинание, которое произносится моментально,
без затрат времени;
Мили (melee) — любой класс, бьющийся холодным оружием;
Кастер (caster) — любой класс, пользующийся в бою
заклинаниями;
Пул (pull) — захват ближайшей группы монстров (или босса) и
введение ее (его) в бой;
Дебаф (debuff) —
снятие вредных эффектов с членов партии.
Шаман (Shaman)
Походы в рейды — затратное дело. Иногда приходится садиться на птицу и лететь на гринд, как настоящий китайский фермер.
Класс поддержки, который тем не
менее может выдавать очень серьезные показатели по лечению и урону (зависит от билда). Самое замечательное, что в то время, когда паладины
были эксклюзивным достоянием Альянса, а шаманы рождались только в Орде, оба эти
класса считались читерами: паладин — за свои ауры и блессы, а шаман —
за тотемы, которые в шутку называли «антеннами
для переговоров с ГМами». После того как
«справедливость восторжествовала» и оба класса стали общедоступны, споры об
относительной силе шаманов и паладинов поутихли, геймеры сошлись на том, что хотя бы один представитель этих классов в рейде —
залог быстрого и легкого прохождения любого сложного подземелья.
Шаман — единственный класс WoW, умеющий
воскресать без всякой сторонней помощи (правда, всего раз в час). Шаману
частенько приходится снимать дебаффы (яды и болезнь)
с членов группы, кроме того, он неплохо умеет снимать положительные баффы с монстров и сбивать их касты. Также шаман обладает
весьма полезными щитами: самым нужным для группы считается Earth, он обычно кладется на «танка» и
обеспечивает тому дополнительное лечение.
Но самое главное, что требуется от шамана, — это,
конечно, правильная и своевременная постановка тотемов. В
зависимости от ситуации на поле боя шаман может поставить тотемы, которые
будут: регенерировать ману (обязательно ставится во
время сложного боя, когда лекарям не хватает маны),
увеличивать урон оружием (нужен всем melee-дэмеджерам), увеличивать
повреждения от заклинаний (обожают маги и варлоки),
снимать эффекты сна, зачарования и страха (полезен
для всех классов и крайне важен на ряде боссов). У шаманов есть также
тотемы, которые могут забирать «в себя» вражеские заклинания или вызывать элементалей различных стихий. При этом нужно помнить, что одномоментно можно поставить лишь 4 тотема, они действуют
не очень долго (2 минуты) и их могут уничтожить. Не забывайте, что ситуация на
поле боя может измениться за доли секунды, и нужно успеть адекватно
среагировать.
Если вы вдруг подумали, что роль шамана в партии —
расставить тотемы и отдыхать до конца боя, спешим вас уверить — это не
так. Шаманы могут очень неплохо лечить (правда, у них нет «хотов» — Heal over Time заклинаний, восстанавливающих
здоровье в течение определенного времени) или быть отличными дэмеджерами (за исключением холодного оружия). Обычно
шаманы имеют несколько комплектов одежды на все случаи жизни, так что могут
найти себе место практически в любой группе.
Чернокнижник (Warlock)
Рейд в Каражан. Два воина, два шамана, два приста, два варлока, маг и охотник.
Один из самых сложных в освоении, но очень сильный класс,
который хорош в соло-игре и в то же время востребован в партиях и рейдах.
Напомним, что варлок — это такой специфический
маг, всегда гуляющий в компании со зверушкой-помощником (петом). Петов в зависимости от типа прокачки может быть
несколько, и они могут обладать разными возможностями.
Первое, что должен обеспечить чернокнижник группе, —
повесить на любого из хилеров Soul Stone (SS). В этом случае можно идти по инстансу, весело напевая песенку «нам не страшен серый вайп» — даже
если вся группа поляжет, ее можно будет быстро поднять и тут же продолжить
поход. Далее обязательно снабдите вашу команду лечащими камушками (healthstone) —
они действуют как стандартные бутылки здоровья и частенько спасают жизнь
(особенно воинам).
Варлок — один из лучших контроллеров, поэтому приготовьтесь к тому,
что весь поход вам надо будет кого-то банить (выводить из боя, banish — действует на
демонов и элементалей), энслейвить (превращать в своего пета, enslave —
действует на демонов), очаровывать (гуманоидов) или гонять страхом (всех
подряд). Бывают ситуации, когда из четырех монстров в группе троих (при
помощи перечисленных возможностей) будет поручено вывести из боя именно варлоку.
Если монстры слабее игроков на 4-6 уровней, в инстанс можно ходить и вчетвером.
Варлок — не только великолепный дэмеджер, но еще и класс, который помогает увеличить
урон, наносимый другими членами группы. Вешайте проклятье (Curse), ориентируясь на школу,
используемую магом в вашей группе, и он будет вам безумно благодарен за
увеличение его урона. Не забывайте про «семечко» (Seed of Corruption), которое можно
посадить в любого монстра и которое нанесет урон по всем вокруг.
Ваша АоЕ не так хороша, как у мага, но иногда ею не стоит пренебрегать (особенно если
невнимательный хилер все же потерял мага). Восстанавливайте ману ценой жизни прямо в бою — хороший лекарь
знает, что на варлока стоит повесить хот, если его мана подходит к концу. Если же ваш хилер не относится к разряду хороших,
не стесняйтесь высасывать здоровье из монстров прямо во время драки.
Целый воз способностей варлока связан с его петами и вариантами прокачки. Имп будет
полезен при бое с боссом — перед битвой вас наверняка попросят поставить
этого пета рядом с воином, чтобы увеличить количество жизней последнего. Суккуб пригодится, когда нужно будет вывести из боя гуманоида; собака будет
незаменима при бое с магом. Если вам хочется поразить всех членов партии
уровнем наносимого урона, попробуйте следующий фокус (применим только при
соответствующем варианте прокачки): вызовите пета, а
затем принесите его в жертву. В зависимости от того, какого пета
вы зарежете, вы получите бонус. Например, если вызвать и принести в
жертву импа, можно получить +15% к огненному урону.
К прочим обязанностям варлока отнесем призыв к себе членов партии (нужны еще двое, чтобы нажать на портал) и
необходимость постоянно следить за яростью монстров (варлок может наносить повреждения, сравнимые с уроном мага, — не создавайте
трудностей хилерам, умейте вовремя остановиться).
Пакуем чемоданы
Как бы вы ни были уверены в собственных силах, перед походом
в инстанс (особенно рейдовый) лучше проверить
несколько обязательных вещей.
Во-первых, ваше
обмундирование должно быть целым на 100%. Когда после первого же вайпа окажется, что половина одежды развалилась, вас
придется отправить чиниться — и если по инстансу в этот момент пройдет респаун, можете считать себя
виноватым в не оконченном походе.
Во-вторых, очистите
инвентарь от хлама. Никто не будет стоять и ждать полчаса, пока вы решаете,
что выкинуть из переполненных сумок, чтобы запихнуть туда очередную найденную
вещь.
В-третьих, не
забудьте взять с собой достаточное количество расходных материалов. Прист, объявляющий посреди рейда,
что у него кончились свечки, — это плохо, но не фатально: в конце концов,
он доставляет проблемы себе самому. Но шаман, у которого нет анка и который из-за этого не может быстро подняться,
иногда может быть просто катастрофой (особенно если в партии нет варлока с его SS). Варлок, который на пятой попытке убийства босса заявляет,
что у него кончились шарды и взять их неоткуда, —
тоже хороший вариант быстро окончить рейд. Охотники без стрел могут тут же
собственноручно убить себя. Разбойники, друиды, маги, паладины — каждому
из вас что-то да нужно, не забывайте об этом.
В-четвертых, если вы видите, что в партии нет мага, — купите воду (еду). Или заранее разыщите
доброго мага, который с вами поделится (в столице это сделать несложно, а вот
прилетев на место — почти невозможно).
В-пятых, первый раз собираясь в новый инстанс, прочитайте
тактику на боссов. Особенно это касается рейдов, где вокруг каждого
босса надо сплясать натуральный балет, а вы, не зная правил, рискуете наступить
на ногу каждому из окружающих. Рейд-лидер, конечно, обязан объяснять тактику
перед убийством, но он ведь человек и ему иногда лень повторять в сотый раз одно
и то же.
В-шестых, если вы знаете, что вас ждет очень сложный босс, запаситесь химией. Бутылки жизни, маны, защиты от определенной школы магии, эликсиры на
оружие и фласки должны быть с собой, а не где-то в
банке.
Если вы собираетесь идти в обычный инстанс на 5 человек,
вполне достаточно выполнить первые четыре пункта. Если же вы
хотите попасть в серьезный рейд, то к тем шести, которые здесь озвучены, могут
добавиться еще двадцать — все зависит от правил вашей гильдии (запись на
форуме за день, смена билда перед походом, явка на
место сбора точно в срок, определенный набор аддонов,
обязательная установка программ для голосовой связи и т.п.).
Прист (Priest)
А если монстры младше на 30 уровней, можно быстро одеть младшего товарища по партии.
Если бы кто-то взял на себя труд подсчитать, сколько
анекдотов посвящено каждому классу, то присты, лучшие
лекари в мире WoW, заняли бы почетное второе место — сразу за
паладинами. Если бы кто-то смог собрать воедино все ругательства, направленные
в адрес пристов, то они разделили бы первое место с
воинами. Иными словами, не начинайте знакомство с WoW в роли приста. Разве что если вы сами — медик в десятом
поколении, спасение ближнего своего доставляет вам эстетическое удовольствие,
вашей реакции и моторике пальцев могут позавидовать матерые киберспортсмены,
а умению предсказывать будущее — Ванда и Нострадамус вместе взятые.
Прист —
класс, которому достается на орехи за любую, пусть даже не им допущенную
ошибку. Из-за какой бы глупости ни случилась нештатная ситуация, первый вопрос
будет таким: «А почему хилеры спали?!» Доказывать что-то в этом случае
бесполезно. Есть и обратная сторона медали: иногда бывает, что нельзя лечить члена рейда, случайно
влетевшего в толпу мобов, — он, конечно, умрет,
зато группа, не вступившая в бой, останется жива. В этом случае по шапке
получит уже тот хилер, который не отследил ситуацию, скастовал лечение на смертника и в результате вайпнул весь рейд.
Эта милая беззащитная полуголая девушка только что одним ударом убила приста.
Все вышесказанное в основном касается хилящих пристов — то есть тех, кто прокачан в ветку holy (лечение). Если вы все
еще полны решимости играть именно хилботом (так иногда в шутку называют любого персонажа, ориентированного исключительно
на лечение), в утешение скажем: предложения прогуляться по инстансам будут сыпаться на вас пачками. Но соло будет играть исключительно тяжело.
Поэтому немалая часть пристов в WoW выбирают для
прокачки ветку shadow (тень), и становятся уже не столько хилерами, сколько дэмеджерами, и очень неплохими. Shadow-прист не может быть основным хилером в партии или рейде,
его основная задача — наносить урон, с помощью своих дотов подлечивать
товарищей и восстанавливать им ману.
Лечение — далеко не все, что может потребоваться даже
от «классического» holy-приста. В обязанности этого класса вменяется: накладывать баффы (stamina, spirit, shadow protection), снимать вредные
эффекты магии и болезней, выводить из боя undead-монстров (шаклить). При этом
бывает, что снятие дебаффов с группы — куда
более приоритетная задача, чем спам лечащих заклятий.
Хороший прист должен уметь
моментально реагировать на любую ситуацию: не отвлекаясь от лечения танка, надо
научиться успевать накладывать щит и хотя бы вешать «хоты» на получивших урон
членов партии, отбегать из зоны удара по территории, с умом распоряжаться маной. Не забывайте про своего shadowfriend’а —
это один из хороших способов восстановить ману,
которой никогда не бывает слишком много.
Иногда от приста потребуют совсем
специфических вещей — например, в рейдовом инстансе Ruins of Ahn’Qiraj присту придется жечь ману у одного из боссов, а также гонять страхом охрану у
другого. Одним словом, вам придется делать все и еще немножко, чтобы вверившие
вам свое здоровье сопартийцы остались живы —
даже если сами они прилагают все усилия для достижения обратного.
Стандартная группа для прохождения инстансов,
рассчитанных на 5 человек, строится по очень простой схеме: танк, хилер (или саппорт, прокачанный в
лечение) и три дамагера (или два дамагера и саппорт, прокачанный в дамаг).
Конкретный вариант всегда зависит от наличия определенных классов в игре —
в WoW нет такого понятия, как «наемник»,
здесь с собой можно позвать только живого человека. Если инстанс несложный или вы полностью уверены в своих
силах — можете поэкспериментировать с составом. Но
если вы не хотите категорического экстрима, у вас
должны быть танк и хилер. Какой класс в игре
можно назвать лучшим в своей категории — вопрос спорный: здесь слишком
многое зависит от билда, экипировки персонажа и
навыков игрока. Вариант классического состава группы — воин (друид), прист, маг, варлок,
охотник (разбойник). Одинаковые классы в группе обычно не приветствуются —
сокращается количество возможных вариантов прохождения сложных мест, да и
слишком велика вероятность, что два соперника на одинаковые вещи поругаются в
дым из-за какой-нибудь эпической робы. Собрать группу или попасть в уже готовую
достаточно просто, особенно если вас не пугает английская речь —
воспользуйтесь встроенным в игру поисковиком.
Ситуация с рейдами значительно сложнее. Обычно рейды
собирают опытные игроки, руководствуясь собственным знанием игры и подгоняя
состав под конкретную задачу. Если до выхода Burning Crusade, когда полновесный рейд состоял
из 40 человек, лидер мог позволить себе взять часть игроков в качестве «балласта»,
то сейчас единственный «слакер» может поставить под
угрозу успешность всего похода. Также многие старожилы игры с трудом
воспринимают такое новшество, как ротации классов. Вас могут взять на убийство
первых двух боссов рейда, заменить на третьем,
четвертом и принять обратно в пятом. Такая практика очень
распространена в гильдиях, которые только начали ходить в высокоуровневые данжи и еще не обладают достаточным опытом, чтобы убивать
всех подряд боссов в любом более или менее подходящем составе.
Чтобы понять логику рейд-лидера, достаточно прочитать
тактику убийства босса. Например, на Moroes’а (инстанс Каражан) рейд-лидер может взять дополнительного приста, поскольку проще всего убивать этого босса,
удерживая хотя бы двоих его «прислужников» при помощи пристовского «шакла». Далее второй прист не очень нужен, и его могут заменить на дамагера или саппорт. Когда рейд
«повзрослеет» настолько, что Moroes будет легко проходиться «в
один шакл», второй прист понадобится только на Принце — и то лишь в
том случае, если в рейде не будет достаточного количества прокачанного в хил саппорта.
Разумеется, игра за любой класс в WoW не исчерпывается
описанными приемами. Каждый, кто провел в Азероте хотя бы полгода, сможет вспомнить массу забавных примеров, особенно при игре в
несбалансированных партиях, — когда holy-присты дамаджили,
воины кайтили паровозы монстров, а варлоки танковали петами. Хорошо одетые и отлично играющие персонажи могут
презреть все нормы и условности и превратить поход в инстанс в развеселый балаган — собственно, так и
появляются ролики формата «22 приста убивают Ониксию» (реальный пример, еще до выхода Burning Crusade).
При всем этом в WoW достаточно персонажей,
которые даже на 70-м уровне в партии играют так, что их хочется прямиком из инстанса отправить читать техдокументацию и изучать матчасть. Если вы благополучно добрались до этих
слов — значит, к вам это уже не относится.